Деревня Колоани![]() Колоани (Vila de Coloane) - это небольшая деревня на юго-западной оконечности одноименного острова. Хотя сейчас назвать это островом уже нельзя, потому что мелиорационные работы объединили его с Тайпой, образовав на месте насыпных работ знаменитый район казино и отелей Cotai Strip (Co - Coloane, Tai - Taipa). Само название Колоани (ударение лучше делать на последнем слоге) - это португальская интерпретация кантонского слова Gwo Lou Waan (過路環), что буквально означает "дорожное кольцо". Попасть в деревню можно на такси или на автобусе. С такси все ясно, а за отправную точку автобусного маршрута, чтобы было понятно, возьмем остановку M172 - PRAÇA FERREIRA AMARAL. Это довольно большой автобусный терминал напротив Казино Lisboa. От сюда до Колоани идут автобусы 21А, 26А, N3 до остановки C660-ASSOC. DE M. DE COLOANE и 50 до остановки C686-VILA DE COLOANE. ![]() Храм Там Кун Проехав всю Тайпу и Колоани, вы окажетесь в тихом уголке вдалеке от городского шума и блеска казино. Сам остров стали заселять только после прихода португальцев в 1864 году, а до этого он служил местом добычи соли. И даже после, вплоть до 1910 года, Колоани больше напоминал пиратскую базу, чем место для нормального проживания, поэтому практически все, что вы здесь видите, построено уже в XX веке. |
ЭКСКУРСИЯДанную экскурсию лучше всего объединить с посещением Тайпы. В моем варианте сперва мы осмотрим Колоани, а затем Тайпу. Обратите внимание на цифры слева от текста : по ним вы сможете найти описываемую достопримечательность на карте района (по цифрам можно кликать). |
Далее мы поднимемся на север по улице Rua das Galivatas к площади, на которой стоит наша следующая достопримечательность - (三聖宮 - Sam Seng Kong Temple). Его название можно перевести, как Дворец Трех Богов, так как он посвящен трем божествам : Богине Золотого Цветка Кам Фа (Kam Fa), Богине Милосердия Квунь Ям (Kun Iam) и Богу Огня Ва Кхуону (Wah Kwong). Храм был построен в 1865 году во время правления императора Тунчжи (Tongzhi) династии Цин, о чем говорит стих на входе, где Колоани упоминается своим старым названием, Соленый Залив (Salty Bay). Войдя в этот крошечный храм, вы увидите посередине алтарь, на котором стоят пять статуэток. Центральная - Квунь Ям, слева Кам Фа, а справа Ва Кхуон. Есть легенда, что около 200 лет назад один рыбак установил на этом месте статую Кам Фа, так как она считается покровительницей детей и будущих мам. Позже здесь появился и храм, который в то время так и назывался - Храм Кам Фа. ![]() Храм Сам Сэн Кун Интересна разница в интерпретации истории этой богини в Гонконге и Макао. Если в Гонконге ее описывают, как Робин Гуда в юбке, то в Макао история другая : по легенде она была из семьи Кам города Панью (Panyu) в Китае. Ее всегда звали на помощь во время трудных родов, за что она снискала благодарность от местных жителей. Но сама Кам Фа, когда стала взрослой, не смогла выйти замуж и покончила с собой, бросившись в озеро. Семь дней спустя на поверхности воды, где она утонула, люди увидели кусок сандалового дерева, напоминающего фигуру человека. Они выловили его и построили Маленький Храм Богини Золотых Цветов (Small Temple of Lady of Golden Flowers) для поклонения. Фестиваль в честь богини падает на 17 день 4-го лунного месяца. Бог Огня Ва Кхуон, которого также называют Божественный Маршал Ма (Numinous Marshal Ma) или Божественный Свет Трехглазого (Numinous Light of the Three-Eyed) также считается богом-опекуном маленьких детей. Многие верующие назначают его покровителем своих сыновей и дочерей. ![]() По дороге к храму Храм был отремонтирован в 1988 году на деньги, собранные Благотворительной Ассоциацией Четырех Храмов Колоани (Charitable Association of the Four Temples of Coloane). В 1992 году из-за повреждений, вызванных термитами, он прошел второй ремонт, а в 2002 году, после разрушительного шторма, Храм Сам Сэн Кун был восстановлен вновь.
|
Далее мы выйдем на дорогу с говорящим названием Улица Моряков (Rua dos Navegantes), которая приведет нас на площадь Largo do Cais, где находится следующая достопримечательность нашей экскурсии - (Ponte Cais de Coloane). Этот причал был построен в 1873 году и архитектурно схож с тем, что находится около Морского Музея на полуострове. Когда-то, до строительства перемычки, соединившей Тайпу и Колоани, паром на этот причал был единственным способом (за исключением рыбацких лодок и частных катеров) попасть из Макао в Колоани. Кроме того, от сюда паромы отправлялись и в Китай, поэтому здесь находился пограничный пункт и таможня. ![]() Причал Колоани В наше время, не смотря на то, что пассажиропоток упал катастрофически, этот причал продолжает выполнять свои функции. Для туристов здесь интересны магазины и лавки сушенной рыбы, расположенные на площади перед причалом. |
Далее мы будем спускаться вдоль берега на юг сначала по Улице Моряков, а затем по Улице Пятого Октября (Avenida de Cinco de Outubro), чтобы оказаться у Площади Эдуардо Маркиса. Но прежде чем вступить на нее, обратите внимание на (Pirate Memorial). На мраморных табличках этой стелы по португальски и китайски написано : "Битва за Колоани 12-13 июля 1910 года". Военная операция, о которой говорит эта надпись, была проведена против оплота пиратов на острове Колоани. Она могла бы стать одной из многих, которые португальцы регулярно осуществляли в окрестностях Макао. Но здесь обстоятельства изменились. Во-первых, пираты не только сделали близлежащие моря и реки небезопасными для морской торговли, но и подчинили себе рыбаков, которые ловили рыбу в этих водах, тем самым взяв контроль над береговыми поселениями и распространив его вглубь территории. ![]() Памятник, посвященный борьбе с пиратами Во-вторых, уничтожение пиратской базы на Колоани могло бы фактически закрепить португальскую колонизацию этого острова. И, в-третьих, чашу терпения властей переполнила пиратская банда под предводительством Лён Иу Чаня (Leung Iu Chan), которая в начале июля 1910 года на китайской территории захватила в заложники множество детей, включая отпрысков богатых китайских торговцев. Они держали их в своей крепости, установив за освобождение большой выкуп. Власти Макао не смогли договориться с пиратами, и послали небольшой отряд полиции на освобождение детей. Но силы были не равны, и отряд разбили : множество полицейских было ранено, а один убит. Это привело к решению о проведении масштабной войсковой операции с целью не только освободить детей, но и полностью очистить остров от пиратов. Были мобилизованы военные части и полиция, а остров окружили военные корабли, чтобы пираты не смогли сбежать. Китайские силы также были приведены в полную готовность : боевые джонки стояли у Макао, чтобы в любой момент прийти на помощь. ![]() Набережная перед площадью В ночь с 11 на 12 июля португальские силы высадились на Колоани. Бои шли по всему острову с переменным успехом. В один момент пиратам даже удалось отбить небольшую батарею у десанта и, развернув пушки, ударить по наступающим португальцам. Было убито восемь солдат, и командование приняло решение ударить по позициям бандитов артиллерийским огнем с кораблей. В итоге батарея, а также близлежащая деревня Ka Ho Village были полностью уничтожены, 38 местных жителей погибли. Основная часть операции закончилась 13 июля, хотя отдельные стычки продолжались вплоть до 29 июля. В итоге пираты были покорены, и сбежать удалось не многим. Их крепость была разрушена, а дети освобождены. При этом более 150 пиратов были убиты или ранены, а 50 захваченных в плен предстали перед судом в Макао. Нельзя сказать, что эта операция полностью искоренила пиратство в водах Кантона, но она помогла установить полный контроль Португалии над островами Колоани и Тайпа. С тех пор каждый год 13 июля на Колоани празднуется, как день освобождения и является выходным днем. Еще вплоть до конца 1930-х годов в этом районе случались нападением и грабежи торговых судов, пока японская оккупация не положила этому конец. ![]() Площадь имени Эдуардо Аугушту Маркиса Интересно отметить, что в те годы паромы, работавшие между Макао и Гонконгом, нанимали в экипаж русских белоэмигрантов, которые считались лучшими охранниками. Даже сейчас на некоторых современных морских картах острова вокруг устья Жемчужной Реки (Pearl River) обозначаются, как Ladrones. Это архаичное португальское слово означает бандит, вор, пират. |
Сам памятник борьбе с пиратством стоит на (Largo Eduardo Marques), губернатора Макао с 1909 по 1910 годы. Площадь выложена традиционной португальской плиткой. По краям стоят аркады с летними кафе и ресторанами. Обратите внимание на огромные деревья, вокруг которых установлены столики и кресла этих ресторанчиков. |
Площадь приведет нас к (Igreja de S. Francisco Xavier - Church of St. Francisco Xavier), которая была построена в 1928 году и названа в честь Святого Франциска, известного также, как Апостол Индии. ![]() Церковь Святого Франциска Ксаверия Сам Франциск Ксаверий умер в 1552 году по пути в Японию на острове Сань Чуань (San Chuan), что около 70 километров к западу от Макао. После первоначального погребения на острове его тело, чудесным образом нетронутое тлением, в 1553 году было перевезено в Малакку (современная Малайзия) и похоронено в крипте Церкви Святого Павла. Затем его останки перенесли в Старый Гоа (Goa Velha). В 1622 году Франциск Ксаверий был канонизирован, а в 1637 году его мощи были перезахоронены в стеклянном гробу с серебряным окладом. Нужно отметить, что во время этого долгого пути тело святого теряло свои части. Так в Малакке одна португальская женщина, очевидно в религиозном экстазе, откусила палец на его ноге, оставив себе, как священную реликвию. А по дороге в Гоа пытались украсть ногу святого. Сейчас она находится вместе с остальным телом, незаметно прикрепленная проволокой. В 1614 году Клаудио Уккуавива (Claudio Acquaviva), важный иезуитский священник, отделил от тела Франциска Ксаверия правое предплечье (правая рука служит для крещения и благословения) и отправил одну ее часть в Церковь Джезу в Риме, а другую послал в Макао, где она некоторое время должна была находиться по пути в Японию. Но в Стране Восходящего Солнца начались гонения на христиан, и она так и осталась в Церкви Святого Франциска Ксаверия. В конце концов, в 1978 году ее перенесли в Церковь Святого Иосифа, где она хранится в искусно сделанной серебряной раке. ![]() Церковь Святого Франциска Ксаверия Сейчас мощи святого сильно высушены, но, тем не менее, очень хорошо сохранились, учитывая прошествие более четырех столетий. Каждые десять лет его останки выставляются на всеобщее обозрение в Базилики Бон-Жезуш Старого Гоа, что привлекает в город тысячи паломников со всего света. Даже эта маленькая церковь в Колоани хранит несколько артефактов. Здесь имеется небольшие кусочки костей пальцев Франциска Ксаверия, а также, в соответствии с местной легендой, несколько бусин из розового дерева, которые были в четках святого. Фрагменты костей святого хранятся в маленьком ящичке внутри алтаря, и обычно их увидеть нельзя. Церковь Франциска Ксаверия и Японию связывает не только то, что святой направлялся туда для миссионерской деятельности, но и факт, что здесь когда-то хранились останки 26 католических святых, распятых в Нагасаке в 1597 году. Это шесть францисканских и двадцать японские иезуитов, которые были казнены по приказу могущественного даймё Тоётоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi) во время преследования христианства. ![]() Церковь Святого Франциска Ксаверия Также в церкви хранились останки нескольких японских христиан, убитых во время Симабарского Восстания (Shimabara Rebellion) в 1637 году и мощи 14 мучеников из Вьетнама XVII столетия. Изначально их держали в Церкви Святого Павла, но после разрушительного пожара кости собрали и перенесли в Кафедральный Собор, а затем в 1974 году в эту церковь. Несколько лет назад было принято решение перенести останки обратно в Церковь Святого Павла, а точнее в крипту при Музее Священных Артефактов. Если вы войдете в Церковь Франциска Ксаверия, то первое, что привлечет ваше внимание, будут небесно голубые фрески главного апсида в дальнем конце нефа. Также обратите внимание на картину, на первый взгляд изображающую какую-то китайскую богиню, но на самом деле это Дева Мария с Христом младенцем на руках.
|
Далее, выйдя из Церкви направо, мы прогуляемся по узким улочкам Колоани и, наблюдая за жизнью вокруг, направимся к местному (Correios). При желании вы можете в качестве сувенира отправить сами себе или друзьям на родину письмо, наклеив на него какие-нибудь красивые марки. ![]() Почтовое Отделение Колоани
|
Выйдя из почтового отделения, еще больше углубимся в закоулки деревни (смотрите карту), чтобы подойти к (Kun Yam Temple). Этот храм был построен местным торговцем в 1800 году при правлении императора Цзяцина (Jiaqing) династии Цин, о чем гласит изречение на входе. Также на этих табличках говорится, что деньги на строительство собрали местные рыбаки. Храм посвящен Квунь Ям, известной столетиями Богине Милосердия, которая помогает страдающим. Ей поклоняются как даосы, так и буддисты. В Макао Богиня Квунь Ям, так же как и Богиня Тинь Хау, считается покровительницей моряков и рыбаков. ![]() Храм Квунь Ям На санскрите эту богиню называли Авалокитешвара, и он был мужским божеством (бодхисаттвой), но при династии Тан ее уже изображали в женском обличье (скорее всего потому, что к власти пришла женщина - императрица У Цзэтянь).
|
Пройдя немного на юго-восток по улице Travessa da Republica, мы окажемся у еще одного храма Колоани - (Tin Hau Temple). Это один из самых старых и больших храмов острова. О том, когда он был построен, имеется две версии. По первой, это был 1763 год (28 год правления императора Цяньлуна (Qianlong), о чем говорит надпись на древнем колоколе в храме. По второй версии, основывающейся на надписи на табличке, он был построен в 1677 году (на 16-ом году правления императора Канси (Kangxi). В любом случае, какая бы дата из этих двух не была правильная, это самый древний храм в Колоани. ![]() Храм Тинь Хау Но конкретно этот храм и на этом месте был построен значительно позже, когда его сюда перенесли. Об этом говорит еще одна табличка, которая появилась здесь во времена Китайской Республики в 1927 году. На ней можно прочитать : "Начиная с года Бин Ву (Bing Wu) правления императора Даогуана (Daoguang) и до года Гуй Мао (Gui Mao) мы искали подходящее место для строительства дополнительного храма...". Так как год Бин Ву - это 1826, а год Гуй Мао - это 1843, то можно заключить, что именно этот храм и на этом месте был построен в 1843 году. При чем надпись на португальском внутри говорит о том, что деньги на это строительство были в 1842 году пожертвованы губернатором Макао Родриго Родригесем (Rodrigo Rodrigues). Где находился тот первый Храм Тинь Хау, сейчас сказать трудно. На протяжении последующих десятилетий храм перестраивался еще много раз. ![]() Древний колокол Сам храм состоит из трех залов. Центральный называется Дворец Тинь Хау и посвящен главной богине храма, которую также называли Мачху - Мать Родоначальница Тинь Мань (Tin Man). По преданию, прообразом Мачху стала девушка по имени Линь, родившаяся в рыбацкой деревушке на острове Мэйчжоу близ Путяня в 960-х годах. По легенде, она не издала ни звука в первый месяц своей жизни, и поэтому была прозвана Линь Монян (林默娘), то есть "молчаливая девочка Линь". У нее открылось множество удивительных способностей : она могла плавать по морю на плоту из тростника и переправляться на острова на облаках. Она стала помогать людям, спасая терпящих бедствие в море. В возрасте 28 лет она вознеслась на небо, и ей стали подвластны все движения вод. Если Мачху прикажет, утихнут наводнения и тайфуны, но если ей будет угодно, стихия может снова разбушеваться. Сейчас она почитается, как покровительница моряков в Гонконге, в Макао она также очень популярна. Интересной особенностью этого храма является то, что здесь Тинь Хау на алтаре одна, без своих слуг - двух братьев-демонов. Один, Чхинь Лэй Нгань (Chin Lei Ngan), мог видеть на тысячи ли вперед, а другой, Шунь Фун И (Shun Fung Yi), мог слышать на большом расстоянии. Когда-то два брата влюбились в Тинь Хау и стали ссориться из-за нее. Чтобы их успокоить, она вызвала каждого на бой с условием, что если она проиграет, она выйдет за них замуж, а если нет, они будут ее вечными рабами. Демоны проиграли, и стали ее верными слугами, выслушивая и выглядывая, не нужна ли кому-нибудь помощь. ![]() Дом Ду Тяня Левый зал храма называется Домом Ду Тяня (House of Du Tian). Здесь поклоняются трем богам, отвечающим за разные силы : слева находится Бог Медицины Ва Тор (Wah Tor или Hua Tuo), который во времена Восточной Династии Хань был знаменитым врачем. В центре стоит статуя Бога Богатства Чой Бак Син Куна (Choi Bak Sing Kung или Cai Bo Xing Jun), а справа находится Мастер Ло Пань (Lo Pan или Lu Ban) - Бог Строителей. Кроме божеств в этом зале можно увидеть модель деревянной лодки. Правый зал храма называется Дворец Трех Божеств (Palace of Three Divinities). Здесь можно увидеть кости кита и древний колокол, датируемый 1763 годом. Здесь также поклоняются трем божествам : справа стоит Чой Бак Син Кун, которого мы уже видели в противоположном зале, но здесь ему компанию составляют Бог Земли и Зерна Сэ Жик Тай Вон (Se Jik Tai Wong или She Ji) слева, а в центре Бог Войны Куань Сэн Дай Куань (Kuan Seng Dai Kwan или Guan Yu), генерал из Периода Трех Царств. Нужно отметить, что здесь он изображен без своего обычного красного лица. Подробнее об этой личности вы можете почитать на лоянском сайте автора. В центре храма стоит квадратный Павильон Молитв, где совершают подношения Небесам. Кроме того, он служил для проведения собраний местной общины, где решались различные проблемы. ![]() Три каменные лодки Обратите внимание на три каменные "лодки" на входе в Павильон Молитв, которые больше напоминают инготы (золотые и серебряные слитки), украшенные каменной резьбой. Их называют Лодки для Вина. В соответствии с древними ритуалами после того, как молящийся предложил богам в качестве подношения вино, он должен был налить его в мелкое углубление на поверхности этих лодок. Вообще это очень редкое явление, когда в храме имеется сразу три таких камня, как правило обычные храмы владеют только одним. Это еще раз доказывает высокий статус Храма Тинь Хау на Колоани.
|
Спускаясь с кладбища, обратите внимание на аккуратный домик на противоположной стороне дороги. Когда-то здесь размещалась Колоани (Capitania dos Portos). ![]() Администрация Капитана Порта |
Спустимся ниже к еще одному храму Колоани - (Tam Kung Temple). Он был построен в 1862 году во времена правления императора Тунчжи (Tongzhi) династии Цин, то есть он старше, чем тот, что расположен в Гонконге. Легенда гласит, что Там Кун родился в Хуэйчжоу (Huizhou) провинции Гуандун во времена династии Юань. Уже в 12 лет он обладал сверхъестественной силой управлять ветрами и дождем, а также мог лечить болезни. Его способность предсказывать погоду сделала его популярным среди рыбаков. Есть разные мнения на счет его возраста, но все они сходятся в том, что уже молодым он стал бессмертным на Пике Девяти Драконов (Nine Dragon Peak) в Хуэйчжоу. Но есть и другая версия происхождения названия храма, и она связана с последними мальчиками-императорами династии Южная Сун, Чжао Ши (Zhao Shi) и Чжао Бином (Zhao Bing). В 1276 году войска монгольского Хубилай хана покорили столицу династии Южная Сун Линьань (сейчас Ханчжоу). При этом они захватили ее императора, и отвезли его в Пекин. Но его двое братьев смогли бежать на юг. Старший, Чжао Ши, умер от болезни, и императором династии был назначен семилетний Чжао Бин. ![]() Храм Там Кун Началось преследование, которое загнало остатки императорского двора на территории современного Гонконга. Все кончилось морской битвой при Ямынь (Battle of Yamen) к западу от Макао, в которой флот Сун был разбит монголами. Лю Сюфу (Lu Xiufu), старший министр, приказал своей жене и дочери покончить с жизнью, бросившись в воду, а сам взял малолетнего императора на плечи и попытался спастись вплавь, но оба также утонули (хотя есть мнение, что это было самоубийство). Так вот, одна из версий названия храма говорит о том, что Там Куном называли последнего императора-мальчика. Это выглядит очень запутанным : Там Кун и божество, и маленький император. Попробуем разобраться. Местные жители хорошо относились к маленькому императору, поэтому они стали поклоняться ему после его смерти, как божеству. Но в то время, когда правила династия Юань, делать это открыто было небезопасно, и, соответственно, ему дали другое имя. Но почему именно Там Кун? Кун (Kung - 公) можно перевести, как лорд, правитель. Слово Там (Tam - 譚) в старые времена было довольно распространенной фамилией, но здесь интересно, что этот сложный иероглиф состоит из трех простых : 言 - слово, 西 - запад и 早 - давным давно. Так как запад в Китае считается направлением смерти, то эти три иероглифа складываются в что-то похожее на "мир старых предков", что было вполне подходящим именем для недавно умершего императора, поклонение которому должно было держаться в секрете. ![]() Храм Там Кун Кроме того, стоит обратить внимание на такой же по звучанию и близкий по написанию иероглиф 禫 , который означает жертвоприношение, совершаемое в конце периода в 27 месяцев после смерти родителя, а император всегда считался отцом своего народа. Как говорилось выше даже в образе божества Там Кун мог управлять дождем и ветром, которые всегда были стихией дракона, а как известно, император - это сын дракона. И, наконец, стоит отметить, что божество Там Кун почитается только в Гонконге и Макао, и практически не известно в остальном Китае. И напоследок еще один кирпичик в эту конспирологическую теорию. В храме вы можете увидеть несколько статуй Там Куна изображенного, как маленький мальчик. Приглядитесь внимательно, и вы заметите в его правой руке колокольчик. Зачем он? Вы скажете, он же ребенок, а дети любят игрушки. Не совсем так. В императорской армии такими колокольчиками солдатам давали сигнал стоять смирно, а глашатаи призывали к вниманию для оглашения императорских указов. Кроме статуи божества-императора в храме стоит большая модель драконовой лодки, сделанной в том числе и из костей кита. В лодке деревянные фигурки, одетые в желтые робы. Во время китайского Нового Года люди приходят к этой лодке в надежде заполучить удачу на весь следующий год. Также в храме находится прекрасный барельеф, изображающий тигра с тигренком. Есть легенда, что Кам Куна всегда сопровождал тигр, когда мальчик покидал свой дом. ![]() Храм Там Кун Обратите внимание на лунси, бронзовый тазик с ручками, подобный которому использовали императоры и их жены для загадывания желаний. На дне этой большой чаши выгравированы драконы, а сама она заполнена водой. Если вы потрете ручки этой чаши, то она будет издавать своеобразный звук (петь), а вода в ней "вскипит", наверно из-за резонанса акустических волн (тереть надо очень быстро). Говорят, что таким образом жены императоров очищали кожу рук и лица (что-то вроде ультразвукового пилинга). Если у вас ничего не получится, просто бросьте в чашу монетку на удачу. Во дворе рядом с храмом стоит павильон со стелой, на которой есть надпись, сделанная в 1827 году при правлении императора Даогуна (Daoguang) династии Цин. Это императорский указ о борьбе с коррупцией, который запрещал чиновникам и солдатам брать с рыбаков Колоани деньги и вещи в качестве взяток. Главный фестиваль Храма проходит на 8-ой день 4-го лунного месяца - это день рождения Там Куна. Праздник привлекает множество местных жителей и туристов. Кроме традиционных танцев драконов и львов главной частью фестиваля являются выступления артистов кантонской оперы.
|
Наша экскурсия подходит к концу, и мы пройдем по Улице Пятого Октября (Avenida de Cinco de Outubro) вдоль берега к нашей последней достопримечательности - (Biblioteca de Coloane). Она была построена в 1910-х годах как местная школа, пока в 1983 году ее не превратили в библиотеку. ![]() Библиотека Колоани
На этом наша экскурсия по Колоани завершена. Далее можно пройти к автобусной остановке на площади, чтобы проехать в Тайпу, воспользовавшись автобусом 15. Здесь можно сесть на остановке C659-MERCADO M. DE COLOANE, а выйти в Тайпе на остановке T321-ESCOLA LUSO CHINESA DA TAIPA. ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPSВсе точки даны в WGS 84:
|